О порядке предоставления информации об утвержденных границах водоохранных зон и прибрежных полос
В связи с участившимися фактами поступления запросов о предоставлении сведений об утвержденных границах водоохранных зон и прибрежных полос, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды считает необходимым разъяснить следующее.В настоящее время порядок установления водоохранных зон и прибрежных полос регулируются статьей 52 Водного кодекса Республики Беларусь, в соответствии с которой их границы утверждаются местными исполнительными и распорядительными органами (исполкомами) в составе соответствующих проектов, а в случае их отсутствия – отдельно, заказчиками, указанных проектов, также выступают исполкомы.
Информация об утвержденных границах водоохранных зон и прибрежных полос доводится до сведения заинтересованных исполкомами посредством опубликования этой информации в средствах массовой информации и размещения на своих официальных сайтах.
Согласно Закону Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 130-З «О нормативных правовых актах» проекты водоохранных зон и прибрежных полос являются техническими нормативными правовыми актами, которые подлежат обязательной юридической экспертизе с последующим размещением на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь.
Сведения об утвержденных границах водоохранных зон и прибрежных полос не являются данными государственного водного кадастра. В соответствии с пунктом 11 Положения о порядке ведения государственного водного кадастра и использования его данных, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 марта 2015 г. № 152, раздел «Каталог водоохранных зон и прибрежных полос» содержит сведения об утвержденных проектах водоохранных зон и прибрежных полос, в виде реквизитов решений исполкомов и наименований поверхностных водных объектов, в отношении которых такие проекты разработаны.
Таким образом Минприроды и его территориальные органы не являются правообладателями информации об утвержденных границах водоохранных зон и прибрежных полос, экземпляры соответствующих проектов, в составе которых они установлены, не хранятся в системе Минприроды.
В случае поступления запросов в Минприроды и его территориальные органы по вопросам утвержденных границах водоохранных зон и прибрежных полос, они будут перенаправляться в течение пяти рабочих дней в исполкомы по компетенции.
О порядке устройства и эксплуатации гражданами автономных (местных) систем водоотведения (канализации) жилых домов на земельных участках индивидуальной (усадебной) застройки
В связи с поступающими обращениями граждан о порядке организации ими автономных (местных) систем водоотведения (канализации) жилых домов на земельных участках индивидуальной (усадебной) застройки (далее – автономные системы канализации), а также существующих требованиях к их эксплуатации Минприроды разъясняет следующее.
По результатам проведенных консультаций с Минстройархитектуры, Минздравом и Минжилкомхозом установлено, что данный вопрос следует рассматривать в совокупности норм:
-
Законодательства в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности;
Законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения;
Природоохранного законодательства.
Согласно Закону Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-З «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Беларусь» проектная документация разрабатывается на возведение объектов строительства, под которыми понимаются капитальные строения (здания, сооружения), их части (включая изолированные помещения), инженерные и транспортные коммуникации, их части, иные объекты недвижимого имущества, к которым в том числе относятся сооружения автономных систем канализации.
Предоставление разрешительной документации, рассмотрение вопросов разработки и согласования проектной документации на строительство автономных систем канализации, входит в компетенцию местных исполнительных и распорядительных органов и их структурных подразделений по месту нахождения земельного участка.
Технические требования к возведению автономных систем канализации устанавливаются актами:
- Минстройархитектуры - СН 4.01.02-2019 «Канализация. Наружные сети и сооружения», СН 3.01.03-2020 «Планировка и застройка населенных пунктов»;
- Минздрава - Санитарные нормы и правила «Требования к системам водоотведения населенных пунктов», утвержденные постановлением Минздрава от 15.05.2012 № 48.
Согласно требованиям данных ТНПА автономные системы канализации, эксплуатируемые на постоянной основе (по схеме с резервуаром-накопителем (выгребом) нечистот и их вывозом ассенизационным транспортом), а также с автономными очистными сооружениями (септики с фильтрующими колодцами, фильтрующие траншеи и др.) следует использовать при площади участка 600,0 м2 и более в благоприятных инженерно-геологических и гидрологических условиях, которые оцениваются при разработке проектной документации.
Одновременное использование автономных систем питьевого водоснабжения (артскважина) и систем хозяйственно-бытовой канализации допускается при площади участка 1200 м2 и более.
Устройство водонепроницаемых выгребов допускается для отдельно стоящих зданий при расходе хозяйственно-бытовых сточных вод до 1,0 м3/сут с периодическим вывозом сточных вод на ближайшие сооружения очистки сточных вод. Септики следует проектировать в виде одно- или многокамерных емкостей с водонепроницаемыми стенками и днищем, наружные поверхности которых должны быть гидроизолированы. Однокамерные септики следует предусматривать при расходе сточных вод до 1,0 м3/сут, при большем расходе - двухкамерные и многокамерные. Рабочая глубина - не менее 1,3 м.
Сточную воду после отстаивания в септиках допускается сбрасывать в окружающую среду с применением следующих приемников сточных вод: фильтрующие колодцы, подземные поля фильтрации, фильтрующие траншеи и песчано-гравийные фильтры (требования пункта 2.44 ЭкоНиП 17.01.06-001-2017 «Охрана окружающей среды и природопользование. Требования экологической безопасности»). Их выбор зависит от расхода сточных вод и типа грунтов.
Объемы септиков, их количество, а также приемники сточных вод для сброса в окружающую среду определяются в проектной документации расчетом.
Согласно информации Минстройархитектуры, проектная документация по канализации жилого дома разрабатывается в соответствии с техническими условиями на канализацию и иными исходными документами, выдаваемыми в составе разрешительной документации по объекту строительства. Приемка в эксплуатацию и осуществление контроля за их эксплуатацией входит в компетенцию местных исполнительных и распорядительных органов и их структурных подразделений по месту нахождения земельного участка.
С целью обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения при эксплуатации автономных систем канализации необходимо соблюдать санитарно-защитные зоны (от сооружений очистки сточных вод до обслуживаемого объекта), которые составляют для: водонепроницаемых выгребов, септиков - не менее 5 м; фильтрующих колодцев - не менее 8 м; полей подземной фильтрации - не менее 15 м; фильтрующих траншей, песчано-гравийных фильтров - не менее 25 м.
Согласно разъяснениям Минздрава, государственный санитарный надзор за возведением и эксплуатацией гражданами автономных систем канализации не осуществляется.
Контроль со стороны территориальных органов Минприроды при эксплуатации автономных систем канализации осуществляется на предмет соблюдения режима осуществления хозяйственной и иной деятельности в водоохранных зонах и прибрежных полосах. Согласно требованиям пункта 3 статьи 53 Водного кодекса существующие на территории водоохранных зон населенные пункты, промышленные, сельскохозяйственные и иные объекты должны быть благоустроены, оснащены централизованной системой канализации или водонепроницаемыми выгребами, другими устройствами, обеспечивающими предотвращение загрязнения, засорения вод, с организованным подъездом для вывоза содержимого этих устройств, системами дождевой канализации.
Исходя из положений пункта 2 статьи 30 Водного кодекса, сброс сточных вод в окружающую среду гражданами с применением гидротехнических сооружений и устройств осуществляется без разрешения на специальное водопользование.
Согласно разъяснениям Минжилкомхоза, услуги по вывозу содержимого выгребов оказываются населению на платной основе и договорных отношениях по тарифам, сформированным самостоятельно субъектами хозяйствования или по согласованию с населением и не подлежит государственному регулированию (Указ Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь»). Вопрос заключения договора на оказание данной услуги на длительный срок (несколько лет) или только на момент оказания услуги необходимо решать в рамках гражданско-правового законодательства.
В случае обнаружения неясностей в понимании положений вышеуказанных нормативных правовых актов, в том числе технических, за толкованием следует обращаться непосредственно к их разработчику.
О возможности размещения (парковки) в границах прибрежных полос прицепов, передвижных павильонов
В связи с поступающими обращениями граждан о возможности размещения (парковки) в границах прибрежных полос прицепов, передвижных павильонов, Минприроды разъясняет следующее.В соответствии с пунктом 1.11 пункта 1 статьи 54 Водного кодекса Республики Беларусь, в границах прибрежных полос стоянка механических транспортных средств до 30 метров по горизонтали от береговой линии не допускается.
По полученным разъяснениям Министерства внутренних дел Республики Беларусь, прицепы, передвижные павильоны, предназначенные для использования в дорожных условиях во время стоянок, не относятся к механическим транспортным средствам.
Исходя из изложенного, полагаем, что размещение в границах прибрежной полосы прицепов (прицепы типа «дача» и др.), передвижных павильонов без наличия в составе механического транспортного средства не противоречит требованиям статьи 54 Водного кодекса Республики Беларусь.
Стоянка механических транспортных средств в границах водоохранных зон не запрещена (статья 53 Водного кодекса Республики Беларусь).
О порядке разработки и утверждения нормативов качества воды поверхностных водных объектов