Комитет осуществляет меры по реализации единой государственной политики в области обращения с отходами, обеспечивает разработку и выполнение планов и мероприятий по обращению с отходами. Совместно с территориальными органами Комитет постоянно ведется работа по осуществлению государственного контроля за обращением с отходами, недопущением захоронения вторичных материальных ресурсов, по выявлению несанкционированных мест размещения отходов, соблюдением схем обращения с коммунальными отходами. Ежегодно в рамках осуществления контроля за обращением с отходами территориальными органами Комитет проводиться свыше 10 тыс. контрольных мероприятий.
Перечень основных нормативных правовых актов в области обращения с отходами
В 2022 г. в Республике Беларусь образовалось порядка 40 млн. тонн отходов производства. Из общего объема наиболее значительный объем образования крупнотоннажных отходов: галитовых отходов и шламов галитовых глинисто-солевых – около 19 млн. тонн; фосфогипса – 879 тыс. тонн.
Образование отходов производства на территории Беларуси неравномерно: без учета галитовых отходов, глинисто-солевых шламов и фосфогипса 29 % отходов образуется на предприятиях, расположенных в Минской области; 17 % – в Могилевской; 16 % – в г. Минске; 11 % – в Гомельской; 12 % – в Гродненской; 11 % – в Брестской; 4 % – в Витебской области.
Объем использования отходов производства без учета крупнотоннажных отходов в 2022 году составил порядка 19,4 тыс. тонн, а уровень использования отходов производства – порядка 92 %. Сохранился высокий уровень использования традиционных видов вторичных материальных ресурсов, относящихся к отходам производства: по итогам 2022 года использовано 98 % отходов бумаги и картона, 99,8 % отходов стекла, 97 % полимерных отходов, 106,4 % изношенных шин, 97 % отходов синтетических и минеральных масел (отработанные масла).
Кроме этого, в 2022 году более 104 тыс. тонн отходов производства было обезврежено, порядка 690 тыс. тонн направлено на захоронение на объекты захоронения отходов. Объем накопленных отходов на объектах хранения предприятий увеличился за 2022 год на 1,7 % и составил на конец года свыше 1350 млн. тонн, из них отходов 1 – 4 класса опасности – 9,1 млн. тонн.
Необходимо отметить, что в 2022 году предприятиями республики проведено более 2,5 тыс. мероприятий, направленных на сокращение объемов образования и (или) накопления отходов производства.
Комитет координирует работу по реализации в Республике Беларусь положений Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях и Базельской конвенции о контроле за трансграничным перемещением опасных отходов и их удалением.
В целях выполнения обязательств, принятых Республикой Беларусь по реализации положений Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях, в настоящее время реализуется подпрограмма 3 «Обращение со стойкими органическими загрязнителями» государственной программы «Охрана окружающей среды и устойчивое использование природных ресурсов» на 2021 – 2025 годы», утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 февраля 2021 г. № 99. В рамках выполнения требований Базельской конвенции о контроле за трансграничным перемещением опасных отходов и их удалением Комитет осуществляет выдачу разрешительных документов на трансграничное перемещение отходов.
В рамках Закона Республики Беларусь от 14 октября 2022 г. № 213-З «О лицензировании» Комитет осуществляется лицензирование деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду в части использования отходов 1 – 3 класса опасности, обезвреживания, захоронения отходов.
Для решения проблемных вопросов в части управления опасными веществами (отходами) Республикой Беларусь было привлечено финансирование Глобального экологического фонда для реализации двух крупномасштабных проектов с общим объемом финансирования более 12 млн. долл. США. Проекты направлены на ликвидацию складов непригодных пестицидов, уничтожение опасных отходов, содержащих полихлорированные бифенилы, проведение детальных обследований 5 подземных хранилищ непригодных пестицидов, приобретение аналитического оборудования и многое другое. Одним из основных мероприятий реализации данных проектов является создание объекта экологически безопасного уничтожения стойких органических загрязнителей и других опасных отходов на базе КУП «Комплекс по переработке и захоронению токсичных промышленных отходов Гомельской области».
В соответствии с пунктом 1.6 статьи 9 Закона Республики Беларусь от 20 июля 2007 г. № 271-З «Об обращении с отходами» координацию деятельности в сфере обращения с ВМР осуществляет Министерство жилищно-коммунального хозяйства путем создания государственной некоммерческой специально уполномоченной организации – оператора в сфере обращения со вторичными материальными ресурсами (ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов»).
Совместно с ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов» организацию работ в сфере обращения с ВМР осуществляют местные исполнительные и распорядительные органы.
В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Закона Республики Беларусь от 20 июля 2007 г. № 271-З «Об обращении с отходами» физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, обязаны обеспечивать сбор отходов и их разделение по видам, если для этого юридическими лицами, обслуживающими жилые дома, созданы в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами, в том числе обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами, необходимые условия.
Так, в настоящее время в республике действуют следующие механизмы сбора ВМР в составе коммунальных отходов:
В 2022 году сбор основных видов вторичных материальных ресурсов (отходы бумаги и картона, отходы стекла, полимерные отходы, изношенные шины, отработанные масла, отходы электрического и электронного оборудования) составил порядка 800 тыс. тонн.
В соответствии с Государственной программой «Комфортное жилье и благоприятная среда» на 2021 – 2025 годы», утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 января 2021 г. № 50, реализуется подпрограмма 6 «Цель 99».
Движение «Цель 99» запущено как единая информационная кампания для развития ответственного отношения жителей Республики Беларусь к отходам потребления, популяризации использования и раздельного сбора отходов, стремления сортировать максимум отходов.
Так, для реализации указанного движения создан сайт «Цель 99%». В разделе «Вторресурсы» указанного сайта размещена информация о раздельном сборе отходов потребления (что собирать, как собирать, куда собирать, в какой контейнер выбрасывать). Кроме того, размещены памятки, листовки с правилами раздельного сбора отходов. Также на данном сайте размещена карта пунктов приема вторичных ресурсов для г. Минска и областей с указанием адреса, графика работы и видов принимаемых ВМР.
Задать вопрос, высказать пожелание или замечание, касаемо раздельного сбора отходов потребления, можно обратившись в ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов» – организацию, основной целью деятельности которой является координация деятельности в сфере обращения с ВМР.
Также в республике имеется крупное специализированное предприятие ОАО «Белвторресурсы», одним из основных видов деятельности которого является сбор (заготовка) ВМР от населения через приёмные (заготовительные) пункты. На сайте этого предприятия можно также ознакомиться с адресами таких пунктов, их графиком работы и видами принимаемых ВМР, и с закупочными ценами для физических лиц на все виды принимаемых ВМР.
Перечень основных нормативных правовых актов в области обращения с отходами
В 2022 г. в Республике Беларусь образовалось порядка 40 млн. тонн отходов производства. Из общего объема наиболее значительный объем образования крупнотоннажных отходов: галитовых отходов и шламов галитовых глинисто-солевых – около 19 млн. тонн; фосфогипса – 879 тыс. тонн.
Образование отходов производства на территории Беларуси неравномерно: без учета галитовых отходов, глинисто-солевых шламов и фосфогипса 29 % отходов образуется на предприятиях, расположенных в Минской области; 17 % – в Могилевской; 16 % – в г. Минске; 11 % – в Гомельской; 12 % – в Гродненской; 11 % – в Брестской; 4 % – в Витебской области.
Объем использования отходов производства без учета крупнотоннажных отходов в 2022 году составил порядка 19,4 тыс. тонн, а уровень использования отходов производства – порядка 92 %. Сохранился высокий уровень использования традиционных видов вторичных материальных ресурсов, относящихся к отходам производства: по итогам 2022 года использовано 98 % отходов бумаги и картона, 99,8 % отходов стекла, 97 % полимерных отходов, 106,4 % изношенных шин, 97 % отходов синтетических и минеральных масел (отработанные масла).
Кроме этого, в 2022 году более 104 тыс. тонн отходов производства было обезврежено, порядка 690 тыс. тонн направлено на захоронение на объекты захоронения отходов. Объем накопленных отходов на объектах хранения предприятий увеличился за 2022 год на 1,7 % и составил на конец года свыше 1350 млн. тонн, из них отходов 1 – 4 класса опасности – 9,1 млн. тонн.
Необходимо отметить, что в 2022 году предприятиями республики проведено более 2,5 тыс. мероприятий, направленных на сокращение объемов образования и (или) накопления отходов производства.
Комитет координирует работу по реализации в Республике Беларусь положений Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях и Базельской конвенции о контроле за трансграничным перемещением опасных отходов и их удалением.
В целях выполнения обязательств, принятых Республикой Беларусь по реализации положений Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях, в настоящее время реализуется подпрограмма 3 «Обращение со стойкими органическими загрязнителями» государственной программы «Охрана окружающей среды и устойчивое использование природных ресурсов» на 2021 – 2025 годы», утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 февраля 2021 г. № 99. В рамках выполнения требований Базельской конвенции о контроле за трансграничным перемещением опасных отходов и их удалением Комитет осуществляет выдачу разрешительных документов на трансграничное перемещение отходов.
В рамках Закона Республики Беларусь от 14 октября 2022 г. № 213-З «О лицензировании» Комитет осуществляется лицензирование деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду в части использования отходов 1 – 3 класса опасности, обезвреживания, захоронения отходов.
Для решения проблемных вопросов в части управления опасными веществами (отходами) Республикой Беларусь было привлечено финансирование Глобального экологического фонда для реализации двух крупномасштабных проектов с общим объемом финансирования более 12 млн. долл. США. Проекты направлены на ликвидацию складов непригодных пестицидов, уничтожение опасных отходов, содержащих полихлорированные бифенилы, проведение детальных обследований 5 подземных хранилищ непригодных пестицидов, приобретение аналитического оборудования и многое другое. Одним из основных мероприятий реализации данных проектов является создание объекта экологически безопасного уничтожения стойких органических загрязнителей и других опасных отходов на базе КУП «Комплекс по переработке и захоронению токсичных промышленных отходов Гомельской области».
В соответствии с пунктом 1.6 статьи 9 Закона Республики Беларусь от 20 июля 2007 г. № 271-З «Об обращении с отходами» координацию деятельности в сфере обращения с ВМР осуществляет Министерство жилищно-коммунального хозяйства путем создания государственной некоммерческой специально уполномоченной организации – оператора в сфере обращения со вторичными материальными ресурсами (ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов»).
Совместно с ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов» организацию работ в сфере обращения с ВМР осуществляют местные исполнительные и распорядительные органы.
В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Закона Республики Беларусь от 20 июля 2007 г. № 271-З «Об обращении с отходами» физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, обязаны обеспечивать сбор отходов и их разделение по видам, если для этого юридическими лицами, обслуживающими жилые дома, созданы в соответствии с настоящим Законом и иными актами законодательства об обращении с отходами, в том числе обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами, необходимые условия.
Так, в настоящее время в республике действуют следующие механизмы сбора ВМР в составе коммунальных отходов:
- заготовка ВМР через систему приемных (заготовительных) пунктов;
- раздельный сбор отходов от населения с помощью специально установленных контейнеров для раздельного сбора ВМР (отходы стекла, полимерные отходы, отходы бумаги и картона) с их последующей дополнительной сортировкой (досортировкой) на линиях сортировки;
- сортировка смешанных коммунальных отходов на линиях сортировки и на мусороперерабатывающих заводах.
В 2022 году сбор основных видов вторичных материальных ресурсов (отходы бумаги и картона, отходы стекла, полимерные отходы, изношенные шины, отработанные масла, отходы электрического и электронного оборудования) составил порядка 800 тыс. тонн.
В соответствии с Государственной программой «Комфортное жилье и благоприятная среда» на 2021 – 2025 годы», утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 января 2021 г. № 50, реализуется подпрограмма 6 «Цель 99».
Движение «Цель 99» запущено как единая информационная кампания для развития ответственного отношения жителей Республики Беларусь к отходам потребления, популяризации использования и раздельного сбора отходов, стремления сортировать максимум отходов.
Так, для реализации указанного движения создан сайт «Цель 99%». В разделе «Вторресурсы» указанного сайта размещена информация о раздельном сборе отходов потребления (что собирать, как собирать, куда собирать, в какой контейнер выбрасывать). Кроме того, размещены памятки, листовки с правилами раздельного сбора отходов. Также на данном сайте размещена карта пунктов приема вторичных ресурсов для г. Минска и областей с указанием адреса, графика работы и видов принимаемых ВМР.
Задать вопрос, высказать пожелание или замечание, касаемо раздельного сбора отходов потребления, можно обратившись в ГУ «Оператор вторичных материальных ресурсов» – организацию, основной целью деятельности которой является координация деятельности в сфере обращения с ВМР.
Также в республике имеется крупное специализированное предприятие ОАО «Белвторресурсы», одним из основных видов деятельности которого является сбор (заготовка) ВМР от населения через приёмные (заготовительные) пункты. На сайте этого предприятия можно также ознакомиться с адресами таких пунктов, их графиком работы и видами принимаемых ВМР, и с закупочными ценами для физических лиц на все виды принимаемых ВМР.