В области охраны атмосферного воздуха и озонового слоя Минский областной комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды:
- осуществляет меры по реализации единой государственной политики, обеспечивает разработку государственных программ и осуществляет контроль за их выполнением;
- координирует деятельность республиканских органов государственного управления и иных организаций;
- принимает нормативные правовые акты, разрабатывает, утверждает и вводит в действие технические нормативные правовые акты;
- осуществляет согласование отраслевых, территориальных программ в области охраны атмосферного воздуха и контроль за их выполнением;
- выдает разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
- организует проверку производимого, хранимого и реализуемого юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями топлива на соответствие содержания веществ, влияющих на количественный и качественный состав выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, образующихся при сжигании топлива, обязательным для соблюдения требованиям технических нормативных правовых актов;
- ведет государственный кадастр атмосферного воздуха;
- ведет государственный кадастр возобновляемых источников энергии;
- осуществляет выявление и инвентаризацию площадок возможного размещения установок по использованию возобновляемых источников энергии; осуществляет выдачу сертификатов, подтверждающих происхождение энергии из возобновляемых источников энергии;
- организует и проводит мониторинг атмосферного воздуха;
- выдает специальные разрешения (лицензии) на осуществление деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду, в части обращения с озоноразрушающими веществами;
- выдает заключения об отсутствии в продукции озоноразрушающих веществ;
- выдает заключения (разрешительные документы) на ввоз в Республику Беларусь с территории государства - члена Евразийского экономического союза или вывоз из Республики Беларусь на территорию государства - члена Евразийского экономического союза озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции;
- устанавливает порядок ведения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями учета озоноразрушающих веществ, а также порядок проведения инвентаризации оборудования и технических устройств, содержащих озоноразрушающие вещества;
- координирует деятельность по проведению мониторинга озонового слоя;
- осуществляет контроль в области охраны атмосферного воздуха, в том числе отбор проб и производство замеров для определения количественного и качественного состава выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
- осуществляет международное сотрудничество, в том числе координацию деятельности органов государственного управления и организаций по выполнению обязательств, принятых Республикой Беларусь по Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния и протоколам к ней, Венской конвенции по охране озонового слоя и Монреальскому протоколу по веществам, разрушающим озоновый слой;
- участвует в реализации комплексов мер, направленных на широкое использование нетрадиционных, возобновляемых и альтернативных источников энергии (ветер, солнце, биогаз, биомасса, геотермальная энергия, фото-, гелно-, гидро- установки и другие), а также снижение выбросов от транспорта в атмосферный воздух.
Государственный кадастр атмосферного воздуха
Системная организация природоохранной деятельности является обязательным условием устойчивого социально-экономического развития страны, обеспечения ее экологической безопасности и служит гарантом результативности в природоохранной сфере.
В целях реализации задач «Декларации тысячелетия» ООН, Протокола о воде и здоровье к Конвенции по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер Минприроды утверждена Водная стратегия Республики Беларусь на период до 2020 года, определяющая основные проблемы и задачи в области использования и охраны вод, которые необходимо решать с учетом особенностей предстоящего этапа социально-экономического развития страны.
В результате проводимой государственной политики в области использования и охраны вод, а также в связи с переходом на применение наилучших доступных технических методов за последние 15 лет сократились объемы добычи (изъятия) вод на 23 %.
Наблюдается устойчивая тенденция к сокращению удельного водопотребления на душу населения с 214 до 137 л/сут./чел., а также объемов использования воды на производственные нужды на 393 млн. м3 (50 %).
Сокращению объемов использования воды на производственные нужды способствовало внедрение приборного учета вод. В настоящее время приборным учетом по добыче (изъятию) вод охвачено 100 % объектов промышленности и 96 % сельскохозяйственных организаций.
Также данный показатель был достигнут за счет проведения водопользователями мероприятий по увеличению объемов воды в системах оборотного и повторного (последовательного) водоснабжения, что позволило, в целом по республике, достичь экономии воды до 93 % от объема ее использования.
Наблюдается тенденция к сокращению объема сброса недостаточно очищенных сточных вод в поверхностные водные объекты, который по отношению к 2000 г. уменьшился на 19,3 млн. м3 (78 %).