Отбор проб и проведение измерений выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в том числе в рамках производственных наблюдений
Производственные наблюдения в области охраны окружающей среды, рационального (устойчивого) использования природных ресурсов (далее – производственные наблюдения) обязаны проводить все природопользователи или только те субъекты хозяйствования, которые осуществляют деятельность на основании разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (комплексных природоохранных разрешений) (далее – разрешение)?
В случае наличия у субъекта хозяйствования объектов, в отношении которых должны проводиться производственные наблюдения (например, ненормируемых источников выбросов, для которых в экологических нормах и правилах установлены нормы выбросов в мг/м3; более 25 единиц механических транспортных средств и т.д.), таким природопользователем должны проводиться отборы проб и измерения в рамках производственных наблюдений независимо от наличия у него разрешения.
Кто может проводить измерения в области охраны окружающей среды?
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 103 Закона Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. № 1982-XII «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 1982-XII) отбор проб и проведение измерений в области охраны окружающей среды осуществляются уполномоченной Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды (далее – Минприроды) подчиненной организацией, а также иными юридическими лицами, аккредитованными в Национальной системе аккредитации.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на окружающую среду, в случае отсутствия собственной аккредитованной лаборатории в целях отбора проб и проведения измерений в рамках осуществления производственных наблюдений вправе привлекать иных аккредитованных юридических лиц на основании заключаемых с ними договоров на оказание услуг по отбору проб и проведению измерений в области охраны окружающей среды.
Как оформляются результаты отборов проб и проведения измерений выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух?
В соответствии с пунктом 4 статьи 103 Закона № 1982-XII результаты отбора проб и проведения измерений в области охраны окружающей среды оформляются соответствующими актами и протоколами по формам, установленным Минприроды.
Формы актов отбора проб и проведения измерений в области охраны окружающей среды и протоколов проведения измерений в области охраны окружающей среды установлены постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 1 июня 2020 г. № 13 (далее – постановление № 13).
В отношении каких стационарных источников выбросов следует проводить производственные наблюдения?
Производственные наблюдения проводятся для всех источников выбросов, для которых в разрешении нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух установлены в мг/м3и/или определены требования в обязательных для соблюдения технических нормативных правовых актах в области охраны атмосферного воздуха (установлены нормы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух).
С какой периодичностью необходимо проводить производственные наблюдения?
Периодичность осуществления производственных наблюдений выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, атмосферного воздуха на границе зоны воздействия объекта воздействия на атмосферный воздух, топлива, хранимого на объектах хранения субъекта хозяйствования,определена пунктами 124 – 127 и 132 экологических норм и правил ЭкоНиП 17.01.06-001-2017 «Охрана окружающей среды и природопользование. Требования экологической безопасности», утвержденных постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 18 июля 2017 г. № 5-Т(далее – ЭкоНиП № 17.01.06-001-2017).
С какой периодичностью природопользователю необходимо проводить отбор проб и измерения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов, оснащенных газоочистными установками (далее – ГОУ):
1) с периодичностью, установленной пунктом 124 ЭкоНиП 17.01.06-001-2017, и зависящей для некоторых источников выбросов от их времени работы.
При этом в указанном случае отбор проб на источнике выбросов осуществляется только после прохождения через ГОУ (за исключением случаев невозможности проведения измерений на выходе из ГОУ) и измеряются концентрации всех загрязняющих веществ, присутствующих в выбросах и для которых установлены нормативы допустимых выбросов или нормы выбросов в мг/м3, из аэродинамических показателей измеряются только те параметры, которые в дальнейшем необходимы для приведения концентраций выбросов к нормальным условиям;
2) с периодичностью, установленной пунктом 125 ЭкоНиП 17.01.06-001-2017, в целях подтверждения соответствия фактических параметров работы ГОУ ее проектным решениям.
В данном случае перечень измеряемых параметров определен частью второй пункта 44 экологических норм и правил ЭкоНиП 17.08.06-001-2022 «Охрана окружающей среды и природопользование. Атмосферный воздух (в том числе озоновый слой). Требования экологической безопасности в области охраны атмосферного воздуха», утвержденных постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды от 29 декабря 2022 г. № 32-Т (далее – ЭкоНиП 17.08.06-001-2022), и включает широкий перечень аэродинамических параметров и концентрации только тех загрязняющих веществ, по которым производится очистка и (или) обезвреживание. При этом отбор проб и проведение измерений выбросов загрязняющих веществ осуществляются до и после прохождения через ГОУ (на входе и на выходе из ГОУ).
Таким образом, для источников выбросов, оснащенных ГОУ, отбор проб и измерения необходимо проводить как в соответствии с пунктом 124, так и в соответствии с пунктом 125 ЭкоНиП 17.01.06-001-2017.
По каким загрязняющим веществам необходимо проводить измерения в рамках производственных наблюдений?
Отбор проб и измерения в области охраны окружающей среды при осуществлении производственных наблюдений проводятся:
для нормируемых источников выбросов – по всем загрязняющим веществам, для которых в разрешении нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух установлены в мг/м3;
для ненормируемых источников выбросов – по всем загрязняющим веществам, для которых определены требования в обязательных для соблюдения технических нормативных правовых актах в области охраны атмосферного воздуха (установлены нормы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в мг/м3).
Необходимо ли проводить производственные наблюдения для котлов мощностью менее 100 кВт?
Производственные наблюдения необходимо проводить для всех котлов (котельных установок) независимо от их мощности, за исключением газовых котлов мощностью до 100 кВт, для которых производственные наблюдения осуществляются по усмотрению природопользователя.
Отдельно обращаем внимание, что при отведении дымовых газов от нескольких газовых котлов мощностью до 100 кВт в одну дымовую трубу необходимость осуществления производственных наблюдений зависит от суммарной мощности таких котлов. Так, в случае если суммарная мощность газовой котельной установки составляет:
100 кВт и более – для таких источников выбросов необходимо проводить производственные наблюдения;
менее 100 кВт – производственные наблюдения осуществляются по усмотрению природопользователя.
Каким образом осуществлять производственные наблюдения в отношении общего органического углерода (далее – ООУ)? Допускается ли проведение измерений индивидуальных летучих органических соединений с дальнейшим пересчетом на ООУ?
В связи с наличием в Республике Беларусь методики (метода) измерений концентрации ООУ в выбросах от стационарных источников выбросов, соответствующей требованиям законодательства об обеспечении единства измерений, а также аккредитованных лабораторий, при проведении измерений выбросов, в том числе при осуществлении производственных наблюдений, проведении инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздуз, концентрацию ООУ следует определять путем прямого измерения, а не инструментально-расчетным методом исходя из концентраций индивидуальных летучих органических соединений.
Для определения концентрации общего органического углерода в выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов может применяться государственный стандарт Республики Беларусь СТБ 17.13.05-51-2021/EN 12619:2013 «Определение массовой концентрации общего газообразного органического углерода. Метод с применением детектора с непрерывной пламенной ионизацией».
Как определить объем выборки при проведении производственных наблюдений в отношении выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от мобильных источников выбросов?
В соответствии с подпунктом 4.2 пункта 4 статьи 21 Закона Республики Беларусь от 16 декабря 2008 г. № 2-З«Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию мобильных источников выбросов, обязаны обеспечивать соблюдение норм содержания загрязняющих веществ в отработавших газах мобильных источников выбросов.
Соответственно природопользователь самостоятельно определяет количество мобильных источников выбросов, от которых проводятся отбор проб и измерения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в рамках производственных наблюдений и которых будет достаточно для оценки соблюдения норм содержания загрязняющих веществ в отработавших газахвсеми механическими транспортными средствами.
Являются ли результатами производственных наблюдений выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от мобильных источников выбросов результаты измерений, проведенных в рамках технических осмотров механических транспортных средств?
В случае, если при техническом осмотре механического транспортного средства измерения выбросов проводились аккредитованной лабораторией с использованием средств измерений и методик (методов) измерений, соответствующих требованиям законодательства об обеспечении единства измерений, результаты отбора проб и проведения измерений оформлены актами и протоколами по формам, установленным постановлением № 13, в том числе, в протоколах приведены нормы содержания загрязняющих веществ в отработавших газах мобильных источников выбросов, установленные приложением 6 к ЭкоНиП 17.08.06-001-2022, то такие протоколы могут быть использованы в качестве результатов производственных наблюдений.
Об учете выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух
1. Кто ведет учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух?Учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух ведется всеми субъектами хозяйствования, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, независимо от наличия разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексного природоохранного разрешения.
2. Необходимо ли вести учет выбросов от ненормируемых источников выбросов?
Учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух ведется от всех стационарных источников выбросов, в том числе ненормируемых.
При этом согласно подходам к ведению учета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов инструментальным или расчетно-инструментальным методом (ПОД-2) с использованием данных проекта нормативов допустимых выбросов данный метод применяется для нормируемых источников выбросов. Соответственно учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от ненормируемых источников выбросов следует вести расчетным методом в журнале ПОД-1.
3. Как определить метод ведения учета выбросов?
Метод ведения учета выбросов (расчетный, инструментальный или расчетно-инструментальный) определяет непосредственно сам субъект хозяйствования.
При этом учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов целесообразно вести тем же методом, который использовался при проведении инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Походы к выбору метода проведения инвентаризации выбросов определены главой 3 Положения о порядке проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденного постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 27 декабря 2023 г. № 33.
В случае, если на источнике выбросов установлена автоматизированная система контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух (АСК), заполнение журнала ПОД-2 по учету выбросов загрязняющих веществ, контроль за которыми осуществляется в непрерывном режиме, не требуется.
4. Каким методом вести учет выбросов, если отбор проб и измерения проводятся на источнике выбросов с периодичностью 1 раз в год?
По мнению Минприроды если отбор проб и проведение измерений выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарного источника выбросов осуществляются 1 раз в год, то учет выбросов от такого источника целесообразно вести расчетным методом с заполнением журнала ПОД-1.
5. При ведении учета инструментальным или инструментально-расчетным методом на какой период распространяется действие протокола проведения измерений?
При учете выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух инструментальным или расчетно-инструментальным методом с заполнением журнала ПОД-2 протокол проведения измерений выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов распространяется на месяц, в котором осуществлен отбор проб и измерения, и месяц (месяцы) отчетного квартала, следующие за ним.
Обращаем ваше внимание, что при ведении учета выбросов могут также использоваться протоколы проведения измерений государственного учреждения «Республиканский центр аналитического контроля в области охраны окружающей среды».
6. Учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух необходимо вести по показателю «общий органический углерод» или по индивидуальным летучим органическим соединениям?
Учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов следует вести по тем загрязняющим веществам (суммарному показателю), по которым в разрешении на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или в комплексном природоохранном разрешении установлены нормативы допустимых выбросов, а именно:
в случае установления норматива допустимых выбросов по общему органическому углероду, учет выбросов также следует вести по данному показателю;
в случае установления нормативов допустимых выбросов по индивидуальным летучим органическим соединениям, учет выбросов следует вести в разрезе таких соединений.
7. Какие методики расчета следует использовать при ведении учета выбросов расчетным методом?
При ведении учета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух расчетным методом следует использовать те же технические нормативные правовые акты (ТНПА), которые применялись при проведении инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. В случае, если ТНПА, в соответствии с которым проведена инвентаризация выбросов, утратил силу, следует руководствоваться действующими ТНПА.
О некоторых вопросах проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух
Кем проводится инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух?В соответствии со статьей 38 Закона Республики Беларусь от 16 декабря 2008 г. № 2-З «Об охране атмосферного воздуха» инвентаризация выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух проводится юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов, или уполномоченными ими юридическими лицами.
В каких случаях требуется определение расчетных приземных концентраций загрязняющих веществ?
Определение расчетных приземных концентраций загрязняющих веществ необходимо проводить для всех объектов хозяйственной и иной деятельности, связанной с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов, независимо от категории объекта воздействия на атмосферный воздух, и от всех загрязняющих веществ, образующихся в процессе деятельности субъекта хозяйствования.
Для объектов с незначительным воздействием на атмосферный воздух (например, отдельно стоящая котельная мощностью менее 100 кВт, газораспределительный пункт, шкафный газорегуляторный пункт, автозаправочные станции и иные подобные объекты), расположенных в населенных пунктах, в которых не проводится мониторинг атмосферного воздуха, допускается проведение единого типового расчета приземных концентраций загрязняющих веществ, учитывая объект с наихудшими условиями рассеивания (например, наименьшая высота источников выбросов, наличие застройки и иные). При этом информация о значениях фоновых концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и метеорологических элементах и коэффициентах, определяющих условия рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, может быть представлена в виде единой справки по району (одному населенному пункту района), в котором расположены такие объекты воздействия на атмосферный воздух, за исключением населенных пунктов, в которых проводится мониторинг атмосферного воздуха.
В каких населенных пунктах проводится мониторинг атмосферного воздуха?
Пункты наблюдений мониторинга атмосферного воздуха установлены приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 1 марта 2024 г. № 81-ОД «О некоторых вопросах организации проведения мониторинга атмосферного воздуха».
При установлении нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух по показателям твердые частицы (недифференцированная по составу пыль/аэрозоль) и общий органический углерод для каких загрязняющих веществ при проведении инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух определяются расчетные приземные концентрации?
При проведении инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух расчетные приземные концентрации определяются для индивидуальных пылей и загрязняющих веществ, находящихся в твердом агрегатном состоянии, индивидуальных летучих органических соединений, образующихся в процессе деятельности субъекта хозяйствования.
Кем согласовываются акты инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух?
В соответствии с пунктами 2, 3 Положения о порядке согласования актов инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 664, согласование актов инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух осуществляется областными, Минским городским комитетами природных ресурсов и охраны окружающей среды по месту государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов.
Требуется ли установление нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух по концентрации, выраженной в мг/м3, для источников выбросов, представленных дефлекторами, аэрационными фонарями, общеобменной вентиляцией, жалюзи, крышными и (или) стеновыми вентиляторами и другими подобными устройствами?
Не требуется в связи с тем, что источником выделения для таких источников выбросов является воздух рабочей зоны, а не непосредственно технологический процесс.
Как определять размер и границы зоны воздействия?
При определении зоны воздействия следует учитывать фоновые концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и все загрязняющие вещества, образующиеся при осуществлении деятельности на объекте воздействия на атмосферный воздух.
К зоне воздействия следует относить все территории, расположенные внутри внешней границы, которая определяется как замкнутая линия на местности, вне которой для любой точки местности для любого из выбрасываемых загрязняющих веществ приземная концентрация составляет менее предельно допустимой концентрации загрязняющего вещества (экологически безопасной концентрации загрязняющего вещества) (ПДК).
Для определения размера зоны воздействия следует:
1. установить загрязняющее вещество, для которого изолиния приземной концентрации 1 ПДК будет охватывать максимальную территорию;
2. определить источник выбросов загрязняющего вещества, установленного в соответствии с пунктом 1, дающий наибольший вклад в приземную концентрацию;
3. расстояние от источника выбросов, определенного в соответствии с пунктом 2, до максимально удаленной точки на границе изолинии 1 ПДК будет являться размером зоны воздействия.
Подключение АСК к РИСАМОС
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды участвует в реализации мероприятий Государственной программы «Цифровое развитие Беларуси» на 2021 – 2025 годы в части мероприятия 74 «Создание республиканской информационной системы автоматизированного мониторинга окружающей среды» (РИСАМОС).РИСАМОС включает в себя среди прочего компонент по сбору данных от автоматизированных систем контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух (АСК).
РИСАМОС введена в постоянную эксплуатацию и размещена на ресурсах Республиканской облачной платформы:
- разработаны требования к агенту РИСАМОС – специализированному программному обеспечению для сбора и обработки данных с АСК (ссылки на документы приведены ниже);
- создана защищенная линия связи между локальной вычислительной сетью, в которой функционирует агент РИСАМОС, и Республиканской облачной платформой посредством использования программного продукта «Клиент безопасности Bel VPN Client», системе защиты информации РИСАМОС присвоен класс 3-юл, получен аттестат соответствия;
- разработана форма заявки для регистрации АСК в РИСАМОС (подается в Белгидромет).
Для проработки возникающих вопросов, связанных с передачей данных с АСК, можно связываться с разработчиком РИСАМОС – компанией ООО «Эполь Софт» (контактный телефон +375 29 791 17 49). По вопросам подключения АСК к РИСАМОС можно связаться со специалистами Белгидромета: Козлов Дмитрий Иванович, ведущий инженер-программист, (8017) 258-21-52, Русаков Алексей Романович, инженер-программист 2 категории, (8017) 374-12-14.
Обратите внимание!
Мероприятия по непрерывной передаче данных с АСК ведутся Минприроды 2-мя этапами:
1. Инструкцией о порядке проведения локального мониторинга окружающей среды, утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды от 1 февраля 2007 г. № 9 (в редакции постановления от 30 декабря 2020 г. № 29) с 1 января 2022 г. предусмотрена обязанность субъектов хозяйствования передачи данных с АСК в непрерывном режиме (пункт 9).
2. В Законе об охране атмосферного воздуха, после принятия Закона Республики Беларусь от 17 июля 2023 г. № 295-3 «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха», установлен новый термин «автоматизированная система контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух» – это комплекс технического оборудования и средств, обеспечивающих автоматические измерения и учет величин выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, фиксацию и передачу информации о показателях таких выбросов в информационную систему Национальной системы мониторинга окружающей среды (РИСАМОС).
Таким образом, с 23 января 2024 г. (вступают в силу изменения) источники выбросов, оснащенные АСК, но не обеспечивающие передачу информации о показателях выбросов в РИСАМОС) будут считаться не оснащенными АСК.
Требования к агенту РИСАМОС
Агент РИСАМОС+РИСАМОС
Агент РИСАМОС+КВОИ
Форма заявки для регистрации АСК в РИСАМОС
О расчете рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе
В связи с отсутствием в Республике Беларусь утвержденной методики проведения расчета рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды считает возможным использовать методики расчета рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе, утвержденные в установленном порядке в других государствах.Дополнительно Минприроды обращает внимание, что приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 6 июня 2017 г. № 273 Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий, утвержденная Председателем Государственного комитета СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды 4 августа 1986 г. № 192 (ОНД-86), признана не подлежащей применению на территории Российской Федерации, и утверждены новые методы расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе. Таким образом, для проведения расчета рассеивания загрязняющих веществ в атмосферном воздухе могут применяться Методы расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, утвержденные приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 6 июня 2017 г. № 273.
О правилах расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух при отсутствии в Республике Беларусь соответствующих технических нормативных правовых актов
В связи с принятием постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 30.05.2017 № 17 «О признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь» (далее – постановление № 17) Минский городской комитет природных ресурсов и охраны окружающей среды обратился за разъяснением какими нормативными правовыми актами и методиками руководствоваться при проверке документов, представленных для получения разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, внесения в него изменений и (или) дополнений, продления срока действия разрешения.Постановление № 17 принято по поручению Правительства Республики Беларусь в целях реализации части первой пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 21 января 2016 г. № 18 «О признании утратившими силу Указов Президента Республики Беларусь» (признаны утратившими силу: постановления Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 28 мая 2002 г. № 10 «Об утверждении руководящих документов по расчету выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух» (расчет выбросов при горячей обработке металлов, от стационарных источников выбросов автотранспортных предприятий, от неорганизованных источников выделения пыли на зерноперерабатывающих предприятиях и элеваторах), от 28 мая 2002 г. № 11 «Об утверждении руководящего документа по расчету выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух» (расчет выбросов при использовании лакокрасочных материалов), от 8 января 2003 г. № 3 «Об утверждении РД РБ «Методика отбора проб отходов»).
Для расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от процессов, для которых не утверждены методики расчета в Республике Беларусь, следует использовать инструментальные методы, технологические нормативы, руководящие документы, принятые в рамках Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния, а также методики расчета, утвержденные в установленном порядке в других государствах. Для проектируемых объектов также возможно использование значений удельных выделений загрязняющих веществ, полученных при помощи инструментальных методов на действующем производстве с аналогичными технологиями и материалами.
Для расчета выбросов загрязняющих веществ от мобильных источников выбросов следует использовать ТКП 17.08-03-2006 (02120) «Охрана окружающей среды и природопользование. Атмосфера. Выбросы загрязняющих веществ и парниковых газов в атмосферный воздух. Правила расчета выбросов механическими транспортными средствами в населенных пунктах».
Для расчета выбросов летучих органических соединений следует руководствоваться Руководящими принципами для оценки и измерения выбросов летучих органических соединений, утвержденными Исполнительным органом по Конвенции о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния на его 36 сессии 15 – 16 декабря 2016 года. С документом можно ознакомиться по адресу http://www.unece.org/fileadmin/DAM/env/documents/2016/AIR/WGSR/Docs_December/R_ECE_EBAIR_WG5_2016_4.....