+375 (17) 375 54 54 / тел.
+375 (17) 397 49 57 / факс
09.00 - 18.00 / ПН-ПТ
Перерыв: 13.00-14.00
Выходной: СБ, ВС
Рус  Бел  Eng 

Отбор проб и проведение измерений выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в том числе в рамках производственных наблюдений

Производственные наблюдения в области охраны окружающей среды, рационального (устойчивого) использования природных ресурсов (далее – производственные наблюдения) обязаны проводить все природопользователи или только те субъекты хозяйствования, которые осуществляют деятельность на основании разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух (комплексных природоохранных разрешений) (далее – разрешение)?

В случае наличия у субъекта хозяйствования объектов, в отношении которых должны проводиться производственные наблюдения (например, ненормируемых источников выбросов, для которых в экологических нормах и правилах установлены нормы выбросов в мг/м3; более 25 единиц механических транспортных средств и т.д.), таким природопользователем должны проводиться отборы проб и измерения в рамках производственных наблюдений независимо от наличия у него разрешения.


Кто может проводить измерения в области охраны окружающей среды?

В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 103 Закона Республики Беларусь от 26 ноября 1992 г. № 1982-XII «Об охране окружающей среды»  (далее – Закон № 1982-XII) отбор проб и проведение измерений в области охраны окружающей среды осуществляются уполномоченной Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды (далее – Минприроды) подчиненной организацией, а также иными юридическими лицами, аккредитованными в Национальной системе аккредитации.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на окружающую среду, в случае отсутствия собственной аккредитованной лаборатории в целях отбора проб и проведения измерений в рамках осуществления производственных наблюдений вправе привлекать иных аккредитованных юридических лиц на основании заключаемых с ними договоров на оказание услуг по отбору проб и проведению измерений в области охраны окружающей среды.


Как оформляются результаты отборов проб и проведения измерений выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух?

В соответствии с пунктом 4 статьи 103 Закона № 1982-XII результаты отбора проб и проведения измерений в области охраны окружающей среды оформляются соответствующими актами и протоколами по формам, установленным Минприроды.

Формы актов отбора проб и проведения измерений в области охраны окружающей среды и протоколов проведения измерений в области охраны окружающей среды установлены постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 1 июня 2020 г. № 13 (далее – постановление № 13).


В отношении каких стационарных источников выбросов следует проводить производственные наблюдения?

Производственные наблюдения проводятся для всех источников выбросов, для которых в разрешении нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух установлены в мг/м3и/или определены требования в обязательных для соблюдения технических нормативных правовых актах в области охраны атмосферного воздуха (установлены нормы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух).


С какой периодичностью необходимо проводить производственные наблюдения?

Периодичность осуществления производственных наблюдений выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, атмосферного воздуха на границе зоны воздействия объекта воздействия на атмосферный воздух, топлива, хранимого на объектах хранения субъекта хозяйствования,определена пунктами 124 – 127 и 132 экологических норм и правил ЭкоНиП 17.01.06-001-2017 «Охрана окружающей среды и природопользование. Требования экологической безопасности», утвержденных постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 18 июля 2017 г. № 5-Т(далее – ЭкоНиП № 17.01.06-001-2017).


С какой периодичностью природопользователю необходимо проводить отбор проб и измерения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов, оснащенных газоочистными установками (далее – ГОУ):

1) с периодичностью, установленной пунктом 124 ЭкоНиП 17.01.06-001-2017, и зависящей для некоторых источников выбросов от их времени работы.

При этом в указанном случае отбор проб на источнике выбросов осуществляется только после прохождения через ГОУ (за исключением случаев невозможности проведения измерений на выходе из ГОУ) и измеряются концентрации всех загрязняющих веществ, присутствующих в выбросах и для которых установлены нормативы допустимых выбросов или нормы выбросов в мг/м3, из аэродинамических показателей измеряются только те параметры, которые в дальнейшем необходимы для приведения концентраций выбросов к нормальным условиям;

2) с периодичностью, установленной пунктом 125 ЭкоНиП 17.01.06-001-2017, в целях подтверждения соответствия фактических параметров работы ГОУ ее проектным решениям.

В данном случае перечень измеряемых параметров определен частью второй пункта 44 экологических норм и правил ЭкоНиП 17.08.06-001-2022 «Охрана окружающей среды и природопользование. Атмосферный воздух (в том числе озоновый слой). Требования экологической безопасности в области охраны атмосферного воздуха», утвержденных постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды от 29 декабря 2022 г. № 32-Т (далее – ЭкоНиП 17.08.06-001-2022), и включает широкий перечень аэродинамических параметров и концентрации только тех загрязняющих веществ, по которым производится очистка и (или) обезвреживание. При этом отбор проб и проведение измерений выбросов загрязняющих веществ осуществляются до и после прохождения через ГОУ (на входе и на выходе из ГОУ).

Таким образом, для источников выбросов, оснащенных ГОУ, отбор проб и измерения необходимо проводить как в соответствии с пунктом 124, так и в соответствии с пунктом 125 ЭкоНиП 17.01.06-001-2017.


По каким загрязняющим веществам необходимо проводить измерения в рамках производственных наблюдений?

Отбор проб и измерения в области охраны окружающей среды при осуществлении производственных наблюдений проводятся:

для нормируемых источников выбросов – по всем загрязняющим веществам, для которых в разрешении нормативы допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух установлены в мг/м3;

для ненормируемых источников выбросов – по всем загрязняющим веществам, для которых определены требования в обязательных для соблюдения технических нормативных правовых актах в области охраны атмосферного воздуха (установлены нормы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в мг/м3).


Необходимо ли проводить производственные наблюдения для котлов мощностью менее 100 кВт?

Производственные наблюдения необходимо проводить для всех котлов (котельных установок) независимо от их мощности, за исключением газовых котлов мощностью до 100 кВт, для которых производственные наблюдения осуществляются по усмотрению природопользователя.

Отдельно обращаем внимание, что при отведении дымовых газов от нескольких газовых котлов мощностью до 100 кВт в одну дымовую трубу необходимость осуществления производственных наблюдений зависит от суммарной мощности таких котлов. Так, в случае если суммарная мощность газовой котельной установки составляет:

100 кВт и более – для таких источников выбросов необходимо проводить производственные наблюдения;

менее 100 кВт – производственные наблюдения осуществляются по усмотрению природопользователя.


Каким образом осуществлять производственные наблюдения в отношении общего органического углерода (далее – ООУ)? Допускается ли проведение измерений индивидуальных летучих органических соединений с дальнейшим пересчетом на ООУ?

В связи с наличием в Республике Беларусь методики (метода) измерений концентрации ООУ в выбросах от стационарных источников выбросов, соответствующей требованиям законодательства об обеспечении единства измерений, а также аккредитованных лабораторий, при проведении измерений выбросов, в том числе при осуществлении производственных наблюдений, проведении инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздуз, концентрацию ООУ следует определять путем прямого измерения, а не инструментально-расчетным методом исходя из концентраций индивидуальных летучих органических соединений.

Для определения концентрации общего органического углерода в выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов может применяться государственный стандарт Республики Беларусь СТБ 17.13.05-51-2021/EN 12619:2013 «Определение массовой концентрации общего газообразного органического углерода. Метод с применением детектора с непрерывной пламенной ионизацией».


Как определить объем выборки при проведении производственных наблюдений в отношении выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от мобильных источников выбросов?

В соответствии с подпунктом 4.2 пункта 4 статьи 21 Закона Республики Беларусь от 16 декабря 2008 г. № 2-З«Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию мобильных источников выбросов, обязаны обеспечивать соблюдение норм содержания загрязняющих веществ в отработавших газах мобильных источников выбросов.

Соответственно природопользователь самостоятельно определяет количество мобильных источников выбросов, от которых проводятся отбор проб и измерения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в рамках производственных наблюдений и которых будет достаточно для оценки соблюдения норм содержания загрязняющих веществ в отработавших газахвсеми механическими транспортными средствами.


Являются ли результатами производственных наблюдений выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от мобильных источников выбросов результаты измерений, проведенных в рамках технических осмотров механических транспортных средств?

В случае, если при техническом осмотре механического транспортного средства измерения выбросов проводились аккредитованной лабораторией с использованием средств измерений и методик (методов) измерений, соответствующих требованиям законодательства об обеспечении единства измерений, результаты отбора проб и проведения измерений оформлены актами и протоколами по формам, установленным постановлением № 13, в том числе, в протоколах приведены нормы содержания загрязняющих веществ в отработавших газах мобильных источников выбросов, установленные приложением 6 к ЭкоНиП 17.08.06-001-2022, то такие протоколы могут быть использованы в качестве результатов производственных наблюдений.

Об учете выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух

1. Кто ведет учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух?
Учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух ведется всеми субъектами хозяйствования, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, независимо от наличия разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексного природоохранного разрешения.

2. Необходимо ли вести учет выбросов от ненормируемых источников выбросов?
Учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух ведется от всех стационарных источников выбросов, в том числе ненормируемых. 
При этом согласно подходам к ведению учета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов инструментальным или расчетно-инструментальным методом (ПОД-2) с использованием данных проекта нормативов допустимых выбросов данный метод применяется для нормируемых источников выбросов. Соответственно учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от ненормируемых источников выбросов следует вести расчетным методом в журнале ПОД-1.

3. Как определить метод ведения учета выбросов? 
Метод ведения учета выбросов (расчетный, инструментальный или расчетно-инструментальный) определяет непосредственно сам субъект хозяйствования. 
При этом учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов целесообразно вести тем же методом, который использовался при проведении инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Походы к выбору метода проведения инвентаризации выбросов определены главой 3 Положения о порядке проведения инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, утвержденного постановлением Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь от 27 декабря 2023 г. № 33.
В случае, если на источнике выбросов установлена автоматизированная система контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух (АСК), заполнение журнала ПОД-2 по учету выбросов загрязняющих веществ, контроль за которыми осуществляется в непрерывном режиме, не требуется.

4. Каким методом вести учет выбросов, если отбор проб и измерения проводятся на источнике выбросов с периодичностью 1 раз в год?
По мнению Минприроды если отбор проб и проведение измерений выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарного источника выбросов осуществляются 1 раз в год, то учет выбросов от такого источника целесообразно вести расчетным методом с заполнением журнала ПОД-1.

5. При ведении учета инструментальным или инструментально-расчетным методом на какой период распространяется действие протокола проведения измерений?
При учете выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух инструментальным или расчетно-инструментальным методом с заполнением журнала ПОД-2 протокол проведения измерений выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов распространяется на месяц, в котором осуществлен отбор проб и измерения, и месяц (месяцы) отчетного квартала, следующие за ним. 
Обращаем ваше внимание, что при ведении учета выбросов могут также использоваться протоколы проведения измерений государственного учреждения «Республиканский центр аналитического контроля в области охраны окружающей среды».

6. Учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух необходимо вести по показателю «общий органический углерод» или по индивидуальным летучим органическим соединениям?
Учет выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов следует вести по тем загрязняющим веществам (суммарному показателю), по которым в разрешении на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или в комплексном природоохранном разрешении установлены нормативы допустимых выбросов, а именно:
в случае установления норматива допустимых выбросов по общему органическому углероду, учет выбросов также следует вести по данному показателю;
в случае установления нормативов допустимых выбросов по индивидуальным летучим органическим соединениям, учет выбросов следует вести в разрезе таких соединений.

7. Какие методики расчета следует использовать при ведении учета выбросов расчетным методом?
 При ведении учета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух расчетным методом следует использовать те же технические нормативные правовые акты (ТНПА), которые применялись при проведении инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. В случае, если ТНПА, в соответствии с которым проведена инвентаризация выбросов, утратил силу, следует руководствоваться действующими ТНПА.

Об уплате экологического налога за захоронение отходов при изоляции слоев отходов и рекультивации нарушенных земель

«Об эксплуатации объектов по использованию и объектов обезвреживания отходов» 

«О классификации смешанных отходов строительства»
Наверх