Республики Беларусь гарантируется право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение за счёт государственных средств в порядке, установленным законом». Таким образом, право на бесплатное лечение поставлено в зависимость от участия индивида в производственной и социальной сферах, т.е. например, от уплаты им налогов и платежей в Фонд социальной защиты. В соответствии с новым положением этой же части статьи граждане заботятся о сохранении собственного здоровья.
Претерпел изменения и блок Конституции, связанный с изложением обязанностей граждан.
В статье 52 появилась категория «национальные традиции Беларуси». Речь идёт об обязанности граждан соблюдать Конституцию, законы и уважать национальные традиции страны. Статья 54, устанавливающую обязанность граждан беречь историко-культурное и духовное наследие, дополнена новой частью, согласно которой проявление патриотизма, сохранение исторической памяти о героическом прошлом белорусского народа является долгом каждого гражданина Республики Беларусь.
Определённые изменения внесены в раздел третий Конституции Республики Беларусь «Избирательная система и референдум». В частности, регламентирован статус Центральной избирательной комиссии; право избирать предоставлено лицам, содержащимся под стражей, в отношении которых не вынесен обвинительный приговор суда. Статья 67 Основного Закона дополнена самостоятельной частью о проведении выборов Республики Беларусь в единый день голосования – последнее воскресенье февраля.
Существенное изменение коснулось раздела четвертого Конституции Республики Беларусь. Название раздела изменено на «Президент, Всебелорусское народное собрание, Парламент, Правительство, суд». Соответствующие изменения внесены в структуру и полномочия государственных органов. Ужесточены критерии для лица, претендующего на занятие должности Президента Республики Беларусь. Во-первых, повышен возрастной ценз до 40 лет. Во-вторых, кандидат на должность Президента должен постоянно проживать в Республике Беларусь не менее 20 лет непосредственно перед выборами. Кроме того, он не должен иметь ранее и в настоящее время гражданства иностранного государства или иного документа, дающего право на льготы и преимущества в иностранном государстве. Принципиальное изменение внесено в статью 81, согласно которой одно и то же лицо может быть Президентом Республики Беларусь не более двух сроков.
Согласно современной редакции Конституции Президент Республики Беларусь издает указы и распоряжения. Уточнены нормы об охране чести и достоинства Президента, закреплены определённые гарантии лицу, которое исполняло обязанности Президента Республики Беларусь.
Раздел четвёртый Конституции Беларуси дополнен самостоятельной главой 31 «Всебелорусское народное собрание». В ней предусматривается создание абсолютно нового органа для белорусского государства.
Как указано в статье 891 – «высшего представительного органа народовластия». Статья 892 регламентирует вопрос о том, кто может быть делегатом Всебелорусского народного собрания, отнеся к этой категории Президента Республики Беларусь, президентов, прекративших свои полномочия, представителей законодательной, исполнительной и судебной власти, местных Советов депутатов и гражданского общества.
Эта глава предусматривает и полномочия Всебелорусского народного собрания. К ведению данного органа отнесено утверждение основных направлений внутренней и внешней политики, программы социально-экономического развития, инициирование изменений и дополнений в Конституцию. К полномочиям Всебелорусского народного собрания предлагают отнести избрание и освобождение от должности Председателя и Судей Конституционного и Верховного Суда Республики Беларусь, председателя и членов Центральной избирательной комиссии.
Срок полномочий белорусского парламента определен в 5 лет. Откорректированы функции Национального собрания Республики Беларусь.
Ещё одна новация, которая внесена в Конституцию Республики Беларусь, касается Конституционного Суда Республики Беларусь. Анализ соответствующих статей 116 и 1161 позволяет говорить о том, что авторитет данного органа повышается. К полномочиям Конституционного Суда белорусского государства отнесены такие вопросы, как дача заключений о толковании Конституции; о соответствии Основному Закону страны актов законодательства; о конституционности вопросов, выносимых на республиканский референдум, а также рассмотрение индивидуальных жалоб граждан о нарушении их конституционных прав и свобод; запросов судов, которые также могут обратиться в Конституционный Суд с вопросами о конституционности нормативных актов.
Действующая Конституция белорусского государства, создает фундамент для дальнейшего поступательного развития государства и общества, являясь основой конституционного правопорядка.
Претерпел изменения и блок Конституции, связанный с изложением обязанностей граждан.
В статье 52 появилась категория «национальные традиции Беларуси». Речь идёт об обязанности граждан соблюдать Конституцию, законы и уважать национальные традиции страны. Статья 54, устанавливающую обязанность граждан беречь историко-культурное и духовное наследие, дополнена новой частью, согласно которой проявление патриотизма, сохранение исторической памяти о героическом прошлом белорусского народа является долгом каждого гражданина Республики Беларусь.
Определённые изменения внесены в раздел третий Конституции Республики Беларусь «Избирательная система и референдум». В частности, регламентирован статус Центральной избирательной комиссии; право избирать предоставлено лицам, содержащимся под стражей, в отношении которых не вынесен обвинительный приговор суда. Статья 67 Основного Закона дополнена самостоятельной частью о проведении выборов Республики Беларусь в единый день голосования – последнее воскресенье февраля.
Существенное изменение коснулось раздела четвертого Конституции Республики Беларусь. Название раздела изменено на «Президент, Всебелорусское народное собрание, Парламент, Правительство, суд». Соответствующие изменения внесены в структуру и полномочия государственных органов. Ужесточены критерии для лица, претендующего на занятие должности Президента Республики Беларусь. Во-первых, повышен возрастной ценз до 40 лет. Во-вторых, кандидат на должность Президента должен постоянно проживать в Республике Беларусь не менее 20 лет непосредственно перед выборами. Кроме того, он не должен иметь ранее и в настоящее время гражданства иностранного государства или иного документа, дающего право на льготы и преимущества в иностранном государстве. Принципиальное изменение внесено в статью 81, согласно которой одно и то же лицо может быть Президентом Республики Беларусь не более двух сроков.
Согласно современной редакции Конституции Президент Республики Беларусь издает указы и распоряжения. Уточнены нормы об охране чести и достоинства Президента, закреплены определённые гарантии лицу, которое исполняло обязанности Президента Республики Беларусь.
Раздел четвёртый Конституции Беларуси дополнен самостоятельной главой 31 «Всебелорусское народное собрание». В ней предусматривается создание абсолютно нового органа для белорусского государства.
Как указано в статье 891 – «высшего представительного органа народовластия». Статья 892 регламентирует вопрос о том, кто может быть делегатом Всебелорусского народного собрания, отнеся к этой категории Президента Республики Беларусь, президентов, прекративших свои полномочия, представителей законодательной, исполнительной и судебной власти, местных Советов депутатов и гражданского общества.
Эта глава предусматривает и полномочия Всебелорусского народного собрания. К ведению данного органа отнесено утверждение основных направлений внутренней и внешней политики, программы социально-экономического развития, инициирование изменений и дополнений в Конституцию. К полномочиям Всебелорусского народного собрания предлагают отнести избрание и освобождение от должности Председателя и Судей Конституционного и Верховного Суда Республики Беларусь, председателя и членов Центральной избирательной комиссии.
Срок полномочий белорусского парламента определен в 5 лет. Откорректированы функции Национального собрания Республики Беларусь.
Ещё одна новация, которая внесена в Конституцию Республики Беларусь, касается Конституционного Суда Республики Беларусь. Анализ соответствующих статей 116 и 1161 позволяет говорить о том, что авторитет данного органа повышается. К полномочиям Конституционного Суда белорусского государства отнесены такие вопросы, как дача заключений о толковании Конституции; о соответствии Основному Закону страны актов законодательства; о конституционности вопросов, выносимых на республиканский референдум, а также рассмотрение индивидуальных жалоб граждан о нарушении их конституционных прав и свобод; запросов судов, которые также могут обратиться в Конституционный Суд с вопросами о конституционности нормативных актов.
Действующая Конституция белорусского государства, создает фундамент для дальнейшего поступательного развития государства и общества, являясь основой конституционного правопорядка.