Государственная экологическая экспертиза

Государственная экологическая экспертиза является обязательным элементом процесса планирования, проектирования и принятия решений о социально-экономическом развитии республики, осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Республики Беларусь.

Основными направлениями деятельности территориальных органов Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды в области государственной экологической экспертизы являются: участие в комиссиям по выбору участков под строительство объектов, проведение государственной экологической экспертизы проектной документации, приемка завершенных строительством объектов на соответствие требованиям экологической безопасности, контроль за выполнением требований и условий реализации проектных решений в части охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов на стадии эксплуатации объектов.


В соответствии со штатным расписанием Минского областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды отдел государственной экологической экспертизы проектов состоит из 3 человек, начальника и 2 главных специалистов.

Работа отдела регулируется Положением об отделе государственной экологической экспертизе проектов, работа райинспекций в части государственной экологической экспертизы регулируется Положениями о райинспекциях.

В райинспекциях за вопросы государственной экологической экспертизы в рассматриваемый период являются, как правило, начальники райинспекций (выбор участков, приемка завершенных строительством объектов), главные, ведущие специалисты (в зависимости от должностных обязанностей), в чьи функции входит делопроизводство по административным процедурам.

Одной из задачей для начальников инспекций является:

обеспечение четкой постановки условий в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, в том числе при наличии ограничений в области охраны окружающей среды, таких как наличие водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов, особо охраняемых природных территорий, зон строгой санитарной охраны водозаборов и т.д., выставление требований по разработке обосновывающих материалов (ОВОС и т.п.) на стадии выбора участка;

в целях рационального использования лесных ресурсов при размещении объектов вблизи границ лесного фонда учитывать возможность организации противопожарных разрывов без удаления объектов растительного мира с отражением указанного требования при подписании акта выбора участка.

В соответствии с п.6 Положения о порядке определения условий проведения компенсационных посадок либо осуществления компенсационных выплат стоимости удаляемых, пересаживаемых объектов растительного мира, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь 25.10.2011 № 1426 (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь 08.05.2013 № 354), при строительстве, предусматривающем удаление, пересадку объектов растительного мира, вопрос о проведении компенсационных посадок либо осуществлении компенсационных выплат определяется в акте выбора места размещения земельного участка в соответствии с указываемым в данном акте особым мнением территориального органа Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды (далее – Минприроды). В соответствии с п.6 Положения о порядке определения условий проведения компенсационных посадок либо осуществления компенсационных выплат стоимости удаляемых, пересаживаемых объектов растительного мира, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь 25.10.2011 № 1426 (в редакции постановления Совета Министров Республики Беларусь 08.05.2013 № 354), проектная организация направляет таксационный план специально уполномоченному местным исполнительным и распорядительным органом юридическому лицу в области озеленения либо юридическому лицу, ведущему лесное хозяйство (далее – уполномоченное юридическое лицо), которое не позднее 15 календарных дней со дня поступления таксационного плана проводит сверку указанных в нем сведений об объектах растительного мира с натурными данными и оформляет результаты сверки путем оформления на таксационном плане надписи «Соответствует натурным данным» с указанием даты сверки, подписи, фамилии, инициалов ответственного за проведение сверки должностного лица уполномоченного юридического лица, печатью уполномоченного юридического лица либо путем оформления в письменном виде замечаний о несоответствии таксационного плана натурным данным. Одновременно с оформлением результатов сверки уполномоченное юридическое лицо в письменном виде высказывает мнение о возможности пересадки каждого объекта растительного мира, предполагаемого к удалению, пересадке согласно таксационному плану. Райинспекция не являются юридическим лицом  в области озеленения либо юридическим лицом, ведущим лесное хозяйство.

В 2014 году отделом государственной экологической экспертизы проектов рассмотрено 320 комплектов проектной документации. С выдачей заключений государственной экологической экспертизы рассмотрено 169 проектов, из них выдано заключений государственной экологической экспертизы по проектам: 155 положительных заключений государственной экологической экспертизы, 110 проект согласован с обязательным выполнением условий реализации проектных решений, 2 проекта не согласованы, как несоответствующие действующему законодательству в области охраны окружающей среды.

192 раза представленная к рассмотрению проектная документация возвращалась для оформления в установленном порядке.

По 21 проектам отделу государственной экологической экспертизы так не удалось установить соответствие проектных решений действующему законодательству в области охраны окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов из-за низкого качества представленной к рассмотрению проектной документации.

Проектировщиками при составлении раздела часто допускаются следующие ошибки:

- не разрабатывается ситуационный план объекта и прилегающей территории, не указывается территория жилой застройки, не наносятся территории и объекты, подлежащие специальной охране;

- не приводится информация по существующим источникам выбросов, источникам водоснабжения, инженерным сетям;

- при расчётах рассеивания не учитываются существующие источники загрязнения;

- в оценке влияния проектируемого объекта не учитываются экологически безопасные концентрации;

- отсутствует чёткое описание запроектированных мероприятий с указанием воздействия на окружающую среду. Описание нередко носит формальный характер. Серьёзно мешает шаблонная система формирования  раздела, когда одинаковые «красивые» фразы повторяются из проекта в проект, а ошибки в них постепенно накапливаются. Как результат – описание мероприятий по охране окружающей среды не увязывается с проектными решениями других разделов.

Приемка завершенных строительством объектов, реконструкцией, реставрацией проводится в соответствии с ТКП «Приемка законченных строительством объектов».

Необходимо отметить, что в настоящее время ряд объектов, отнесенных к третьему уровню ответственности, не подлежит ни одной из экспертиз. Кроме того, как показала практика, часто выдача заключений государственной экспертизы производится в нарушение требований норм и требований действующего законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Чаще всего, это выпуски сточных вод на рельеф местности, размещение объектов накопления сточных вод в границах водоохранных зон и прибрежных полос. Кроме того, часто обращение с образующимися отходами в ходе эксплуатации и строительства объекта противоречат нормам законодательства в области обращения с отходами, финансовые затраты на  направление на обезвреживание либо переработку  ряда отходов не включаются в сметы проекта. Необходимо отметить, что решением коллегии Минского областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды 2010 года определен перечень объектов, по которым по которым участие в комиссиях по выбору участков под строительство и заключений о соответствии завершенных строительством объектов требованиям экологической безопасности проводиться отделом государственной экологической экспертизы Минского областного комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды.

Постпроектный контроль выполняется органами Минприроды в ходе плановых проверок, внеплановых проверок. Данная работа проводится как с контрольной целью, так и для обобщения и анализа с дальнейшим использованием наработанных технологий на объектах аналогах. Так в качестве примеров внедряемых на территории области объектов можно привести следующие.

Установка по обезвреживанию отходящих газов на СП «Унифлекс» ООО марки «Рокситерм». Данная установка позволяет очистить отходящие газы цеха флексографической печати в массовом эквиваленте порядка 800 тонн в год летучих органических соединений, но благодаря своей уникальной технологии термического обезвреживания позволяет отапливать помещения в межсезонный период общей площадью около 2000 квадратных метров. Достойный пример экологического и экономического эффекта, который возможен к применению на предприятиях аналогах.

Так проблемный вопрос утилизации сыворотки и сточных вод в настоящее время решается на молочном заводе в г.Вилейка с применением технологий производства биогаза. В настоящее время ведется строительство биогазового комплекса, который позволит произвести биогаз в объеме порядка 1 млн.м.куб, что практически полностью исключит использование природного газа предприятием извне, позволит очистить сточные воды до нормативных требований, предъявляемых к сточным водам, сбрасываемым в системы канализации.

Строительство очистных сооружений производственных сточных вод на ОАО «Слуцкий сахарорафинадный завод» позволит получит экономию по добыче подземных вод в объеме 438 тыс.м.куб в год, кроме того, позволит вывести из эксплуатации и рекультивировать поля фильтрации ОАО «Слуцкий сахарорафинадный завод» площадью порядка 200 га годовой мощностью 900 тыс.м.куб в год.

Комплексное природоохранное разрешение – документ, выдаваемый специально уполномоченными государственными органами природопользователям, осуществляющим экологически опасную деятельность, удостоверяющий право на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, специальное водопользование, хранение и захоронение отходов производства, и иные виды вредного воздействия при соблюдении требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством

Необходимость выдачи комплексных природоохранных разрешений определена Национальной стратегией внедрения комплексных природоохранных разрешений на 2009–2020 годы  разработана в целях уменьшения и (или) предотвращения вредного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, обеспечения рационального использования природных ресурсов, упрощения административных процедур по государственному регулированию и контролю уменьшения и (или) предотвращения вредного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности в соответствии с законодательством.

В отличие от существующей практики выдачи разрешений, комплексные природоохранные разрешения помимо требований к выбросам загрязняющих веществ в атмосферный воздух, специальному водопользованию, хранению и захоронению отходов производства могут содержать требования по эффективному энергопотреблению, рациональному использованию сырья и природных ресурсов, готовности к чрезвычайным ситуациям, прекращению эксплуатации источников загрязнения окружающей среды. Кроме того, комплексные разрешения направлены на определение условий нормирования допустимых физических воздействий (тепла, шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий), несоблюдение которых природопользователями может привести к вредному воздействию на окружающую среду.

17 ноября 2011 года Указом Президента Республики Беларусь 528 «О комплексных природоохранных разрешениях», в частности,  установлен перечень объектов, оказывающих комплексное воздействие на окружающую среду. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь  12 декабря 2011 г. № 1677 «О мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 17 ноября 2011 г. № 528» утверждено, в том числе, и Положение о порядке выдачи комплексных природоохранных разрешений.

Минским областным комитетом природных ресурсов и охраны окружающей среды выданы комплексные природоохранные разрешения следующим организациям:

ООО "Свинокомплекс
-Пуховичи"

 

СООО "Данпрод"

 

ЗАО "Август-Бел"

 

ООО "Тензплекс"

 

ЧУП Гринпис-Агро"

 

ОАО "Борисовский мясокомбинат"

 

В настоящее время ведется активное освоение территорий строительством индивидуальной жилой застройкой. В большинстве случаев решение вопросов инженерного обеспечения районов индивидуальной жилой застройки осуществляется исключительно в направлении водоснабжения, электроснабжения, транспортного обеспечения, газификации.  Строительство централизованных сетей канализации со строительством очистных сооружений сточных вод в последнее время не решается. В соответствии с ТКП 45-4.01-51-2007 «Системы водоснабжения и канализации усадебных жилых домов. Правила проектирования» предлагается решение по очистке сточных вод с применением систем локальных очистных сооружений (септики, фильтрующие колодцы, поля подземной фильтрации, песчано-гравийные фильтры, фильтрующие траншеи, компактные установки биологической очистки). Однако указанные системы очистки предусматривают отведение сточных вод после очистки с использованием грунта. Часто локальные очистные сооружения для очистки сточных вод с использованием грунта для отведения очищенных сточных вод использовать невозможно в виду гидрогеологических характеристик земельных участков (высокий уровень стояния грунтовых вод, низкая фильтрующая способность грунтов), а также утвержденных законодательными актами ограничения по устройству выгребов (наличие ограничений обусловленных водоохраной зоной водных объектов, ограничение по суточному сбросу сточных вод в выгреба). Кроме того, материально-техническая база служб жилищно-коммунального хозяйства не позволяет в полной мере обеспечить вывозом сточных вод сцецавтотранспортом существующие районы индивидуальной жилой застройки, отсутствуют сливные станции для приема сточных вод.

В сложившейся ситуации, развитие кварталов индивидуальной жилой застройки в районах с неблагоприятными гидрогеологичскими условиями, а также в границах водоохранных зон возможно при условии строительства централизованных систем канализации населенных пунктов в целях предотвращения загрязнения сточными водами водоносных горизонтов, используемых для питьевого водоснабжения.

Главой 4 (п.4.3.5) Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь до 2020 года определено, что в период с 2011 года по 2020 годы необходимо обеспечить разработку (адаптацию) и использование новейших научно-технических достижений для создания и внедрения экологобезопасных и малоотходных технологий обезвреживания и использования отходов, в первую очередь многотоннажных (в том числе осадков сточных вод).

По информации, имеющейся в Минском областном комитете природных ресурсов и охраны окружающей среды, в настоящее время имеются технологии использования осадков сточных вод для производства топлива для цементной промышленности. Запатентованная технология VOMM является энерго-, материально эффективной и отнесена к наилучшим доступным техническим методам, которая позволяет исключить образование отходов, направляемых на захоронение, что в свою очередь не требует дополнительного изъятия земель для строительства объектов захоронения либо хранения отходов. Рассматриваемая технология применяется в Испании, Германии, Франции, Италии, Китае.

В 2013 году компанией VOMM совместно ГП «Институт НИИСМ» и ОАО «Белорусский цементный завод» провели полупромышленные испытания возобновляемого топлива из осадков сточных вод. Проведенные испытания показали, что теплотворность полученного топлива выше теплотворности традиционных видов топлива (торфа), качество готовой продукции не изменяется.